История Индии насчитывает несколько тысячелетий, полных расцвета и упадка государств и империй, вторжений и завоевательных походов. Тут разрушали и созидали чужеземные властители, появлялись, сталкивались и сливались религиозные течения. Свой язык и культуру приносил через моря и торы торговый люд. Но уникальность Индии сохранялась всегда.
От доисторической эпохи до Античности
Субконтинент изобилует памятниками старины, еще не отмеченными на картах, и потому здесь широкой иоле деятельности для археологов.
Впечатляют скальные постройки у горного хребта в местечке Бхимбетка близ Бхопала, Мадхья-Прадеш. Половину этих убежищ украшает наскальная живопись, обнаруженная лишь в 1953 г. (исследователи относят ее к эпохе мезолита). Следам человеческого существования на субконтиненте около 400 000 лет. В Индии были обнаружены грубые каменные орудия периода гималайского оледенения (плейстоцен). Каменные орудия эпохи верхнего палеолита (30 000 лет назад) были найдены в Пушкаре (Раджастхан), где использовались кварц, агагикарнелиан (сердолик).
Следы первых поселений времен верхнего палеолита и мезолита отражают различные виды деятельности людей: охоту, рыболовство, примитивное сельское хозяйство и торговлю. Живопись той поры отобразила чужестранцев, а также танцы и охотничьи сценки с засадами. В долине р. Инд культивировались посевы ячменя и пшеницы, выращивались домашние козы и овцы — к 5000 г. до н. э. уже повсеместно разводился знакомый нам домашний скот. Примерно в 3500 г. до н. э. появился гончарный круг, и началось массовое производство керамических изделий. Обширные раскопки ведутся в Банавали и Мятатхале (Ариапа) и Суркотаде (Качх). Иные схожие сообщества находились тогда же в долинах Ганга.
Цивилизация долины Инда
При этой древней культуре, когда использовались поливные земли, возникла урбанизированная цивилизация, известная под названием Хараппской культуры, расцвет которой пришелся на конец 3-го тысячелетия до н. э.. Наиболее известные ее города Мохенджо-Даро и Харагша находятся на территории Пакистана, зато в Индии (Гуджарат) имеются удивительный порт Лотхал и город-крепость Дходавира, а также Калибанган в Раджастхане.
Города Хараппской цивилизации далеко опередили поселения более раннего периода. Обычно они имели четкую планировку с высоким холмом в центре, служившим, видимо, для религиозных и политических целей. Отдельные кварталы с добротными жилыми и рабочими помещениями отводились для ремесленного сословия. Существовали здесь массивные зернохранилища, водоснабжение и канализация: имеются признаки развитой торговли между странами.
Такая социально-политическая организация простиралась на большую часть Северной Индии и современную территорию Пакистана. Надписи на каменных печатях недавно были расшифрованы, однако остается под вопросом причина упадка государства около 1700 г. до н. э. Произошло ли это в результате иноземного вторжения, голода либо еще чего-то? Но каков бы ни был ответ, эта культура имеет отражение в последующих периодах индийской истории.
Ведическая эпоха
В этот период (вторая половина 2-го тысячелетия — середина 1-го тысячелетия до н. э.) стали формироваться ведическая религия, из которой развился индуизм, и социальный строй, известный под названием парновой (кастовой) системы — две могущественные и взаимосвязанные силы, пережившие взлеты и падения государств на протяжении 3000 лет.
Переселение арийских племен через Иранское плато в Северную Индию происходило в 1500—1300 гг. до и. э. Племена, главным из которых было племя бхаратов, занимались скотоводством, создавали оседлые общины. В каждом поселении был предводитель войной (раджа), который получал дань в обмен на защиту поселян. Жрецы ариев (брахманы или брамины) сочинили гимны, которые позднее составили сборники священных песнопений и заклинаний — Веды. Несколько позже были составлены тексты религиозно-этического характера — самхиты, упанишады а пураны, а также два великих эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна». В эту эпоху были сформулированы основные понятия индийских религиозно-философских систем: сансара (теория перерождений, карма (теория воздаяния за поступки, совершенные в прошлых рождениях), дхарма (морально-этический закон и мокша (освобождение от цикла перерождений). Ведическая религия опиралась на поклонение персонифицированным силам природы и абстрактным божествам и составила основу индуизма.
По мере формирования территориальных племенных сообществ важную роль стала играть власть монарха, при этом прежняя дань становилась налогом.
Особую важность приобрела в ар новая (кастовая) социальная организация. Слово варна означает цвет; поначалу различались белокожие арийские переселенцы и темнокожее индийское население неарийскою происхождения. Арии делились на четыре варны: священнослужителей-жрецов и учителей (брахманы), воинов и властителей (кшатрии) и торговцев и земледельцев (вайшии), и прочие бедные сословия, обязанные обслуживать высшие три варны (шудры). Внутриварновая классификация породила понятие джати (португ. каста), одновременно возникает идея вар ново-кастовой ритуальной чистоты и противопоставляемой ей нечистоты. Это привело к строгим социальным установлениям и возникновению пятого сословия неприкасаемых, считавшегося нечистым. В состав последних двух сословий могли входить представители неарийского населения. Гораздо позже М. Ганди попытался придать представителям варны неприкасаемых иной статус, переименовав их в хариджан (дети Бога).
Постепенно в Северной Индии арийская и неарийская культуры сливались, породив индо-арийское социо-культурное сообщество с множеством относящихся к разным языковым группам диалектов. В Южной Индии культура дравидов оставалась в изоляции от арийского влияния, что отразилось в языках, которые на субконтиненте предшествовали им до-арийским: телугу, тамильском, каннада и малаялам. Б Индии никогда не существовало единого языка, но наиболее развитый в индо-арийской группе санскрит оставался средством общения образованных слоев общества. В современной Индии его частично заменил английский, ставший государственным.
История Индии в датах
Около 2300-1700 гг. до н. э. Хараппская цивилизация.
327 г. до н. э. Вторжение армии Александра Македонского.
268—232 гг. до н. э. Империя Маурьев под властью Ашони.
Конец II в. до н. э. Вторжение бактрийских греков.
78—123 гг. Правление Канишки в Кушанском царстве.
380—414 гг. Правление Чандрагупты II (империя Гупта).
VIII в. Приход к власти в Северной Индии раджпутских родов.
X – нач. XII вв. Расцвет империи Чола в Тамилнаде.
1206—1526 гг. Делийский султанат, династии Гулямов (XIII в.), Хильджи (XIII — нач. XIV вв.), Туглакидов (XIV — нач. XV вв.), тюрков Саидов (до сер. XV в.), афганцев Лоди (сер. XV — нач. XVI вв.).
1398 г. Захват Дели Тамерланом.
1336—1565 гг. Объединение Южной Индии в рамках империи Виджаянагар.
1510 г. Альбукерке захватывает Гоа и создает там столицу заморских владений Португалии.
1526 г. Вторжение Бабура, взятие Агры, образование империи Великих Моголов.
1527—1707 гг. Расцвет империи Великих Моголов при Бабуре, Акбаре, Джахангире, Шэх-Джахане и Аурангзебе.
1562 г. Первый альянс Акбара с раджпутами в Амбере (Джайпуре).
1616 г. Сэр Томас Роу получает торговые привилегии от Джахангира; ослабление португальского влияния и усиление британской Ост-Индской компании.
1630—1652 г. Кончина Мумтаз-Махал и строительство для нее мавзолея Тадж-Махал Шах-Джаханом.
1639 г. Центром английской колониальной торговли становится Мадрас.
1648 г. Шах-Джахан переносит столицу в Дели.
1772 г. Британская администрация перемещается из Мадраса в Калькутту.
1799 г. Победа Артура Уэлсли над майсурским султаном Типу; взятие Лахора Ранджит Сингхом и образование первого государства сикхов.
1815—1947 гг. Британская администрация ежегодно переезжает на 6 месяцев из Калькутты в горный городок Шимлу.
1840—1914 гг. Индия — крупнейший источник сырья и рынок сбыта Великобритании.
1857—1858 гг. Восстания против англичан в Дели, Лакнау и Канпуре. Взятие Дели, свержение Бахадур-шаха II, закат империи Великих Моголов. Прямое правление англичан (Радж) из Вестминстера.
1869 г. Открытие Суэцкого канала.
1885 г. Основание Индийского Национального Конгресса — политической партии, борющейся за освобождение Индии.
1906 г. Основание Всеиндийской мусульманской лиги с целью защиты индийских мусульман.
1911 г. Король Георг V объявляет о переезде британской администрации в Дели.
1915 г. Из Южной Африки возвращается борец за независимость Индии М. Ганди.
1930 г. Ганди возглавляет т. н. Соляной поход в знак протеста против английского налога на соль.
1931 г. Образование парковой зоны Лютейнс в Дели.
1947 г. Обретение Индией независимости; образование Пакистана.
1948 г. Убийство М. Ганди.
1950 г. Образование Республики Индия; вступление в силу Конституции; первым премьер-министром страны становится Джавахарлал Неру.
1966-1977, 1980-1984 гг. Индира Ганди на посту премьер-министра.
1971 г. Восточный Пакистан становится Бангладеш.
1991-1996 гг. На посту премьер-министра Нарасимха Рао; Индия приходит на мировой рынок.
2001 г. 26 января от землетрясения пострадал Гуджарат; население Индии превысило 1 млрд человек.