Морская поездка к одному из самых известных раннеиндуистских храмов — настоящее удовольствие, которым мы обязаны энергичной деятельности местного отделения специальной организации INTACH.
Португальцы переименовали этот остров, называвшийся Гхарапури, после того, как обнаружили здесь резное изображение слона (ныне находится в мумбайском музее д-ра Бхаудаджи Лад). Поднимитесь по ступеням мимо сувенирных лавок и осмотрите экспозицию в восстановленном домике хранителя.
Тут же располагается пещерный храм Шивы. Его вырезали в выступе высокой скалы, по-видимому, в VI в. при правителях Калачури. Через центральный вход можно попасть в простой темный зал с колоннами, увенчанными шарообразными капителями.
Среди нескольких изображений Шивы в разных аспектах и в контексте пуранических мифов центральное место занимает его знаменитый погрудный каменный рельеф в виде Тримурти. Эта традиционная индуистская иконография трактует Шиву как изначального бога в триаде Брахма-Шива-Вишну, и каждый из трех его ликов обозначает одного из этих трех божеств. Изображение Шивы Махадео в пещерном храме на о. Элефанта, восходящее к VIII в., пожалуй, — самое знаменитое; его высота около 6 м.
Продолжая идти в правую сторону, минуешь святилище лингама с огромными фигурами стражей и видишь вначале изображение свадьбы Шивы и Парвати, а затем Шиву, пронзающего копьем Андхаку.
По бокам от входа видны изображения йогов и Натараджи, а далее две композиции с Шивой и Парвати на горе Кайлаша, а также игра в кости.