Автор:
• Воскресенье, Март 08, 2009

Это не самый старый район Мумбаи, но самый величественный и напоминающий об обширных пространствах Британской империи, отмеченный общественными сооружениями, которые свидетельствуют о приобретениях, полученных в ходе торговли Востока с Западом. Архитекторы, создавшие эти здания, смешали стили восточного и западного мира, чтобы воздвигнуть лучшие памятники в восточном духе. Путь начинается у Ворот Индии (1927). Со КОЛАБА - ВИКТОРИАНСКИЙ ГОРОДвремени открытия Суэцкого канала и до появления воздушного сообщения эта часть мумбайского полуострова служила пристанью для пассажирских судов, Джордж Уиттит оглядывался на Ахмадабад, когда создавал эту триумфальную арку цвета меда, ознаменовавшую визит в Индию короля Георга V с супругой в 1911 г. После обретения независимости 28 февраля 1948 г. последний британский солдат покинул страну именно в этом месте. Сегодня рыбачьи суда и паромы бороздят Аравийское море, старинные паромные суда готовы отвезти приезжих к острову Элефанта, а современные лайнеры направляются в Мандви. Отель «Тадж-Махал» (1903) с красным куполом возвышается возле Ворот Индии прямо в гавани. Гостиница была построена Джамшджи Нуссерванджи Татой (1839-1904) и до сих пор пользуется популярностью среди местных богачей. Д. Тата, бывший торговец-парс, ставший магнатом, начинал с торговли хлопком и затем занимал все новые коммерческие ниши, включая строительство фабрик, электростанций и владение пароходными линиями. Переулки позади гостиницы ведут к району Колаба — фешенебельной торговой зоне, где кипит жизнь. Тот Д. Уиттит спроектировал также здание музея Принца Уэльского (1905-1937). Это сооружение создано в память первой международной поездки Георга V в Индию в 1905 г., когда он еще носил титул принца Уэльского. Статуи его и его отца Эдуарда VII стоят в старом парке. Внутри самого здания представлена обширная коллекция экспонатов. Тут можно полюбоваться изящными индийскими миниатюрами, кашмирскими шалями с вышивкой, индийскими серебряными изделиями, стеклом, предметами из бронзы и нефрита; имеются здесь и прекрасные образцы оружия и индийская скульптура, от эпохи Хараппы до замечательных резных изделий слоновой кости (ХVIII в.) из Гоа. Но особо пышным стилем викторианской готики отличаются здания по Мэйо-Роуд (К. Б. Патиль Марг); эта трасса выходит к покрытой газоном площади Майдан, которая олицетворяет собой присущую этому району расточительность. Многие строения тут были сооружены из твердого порбандарского камня бежевого цвета, и большинство их отличается тщательно выполненной, яркой резьбой местных мастеров. Здание Секретариата работы капитана Уилкинса (1874) представляет собой истинный образец дворца в стиле венецианской готики. Это сооружение длиной 143 м, с центральной аркой на крыше, имеет огромное лестничное окно и башню высотой 52 м. Здесь камень из Порбандара украшен голубым и красным базальтом. В ином духе выполнены сооружения сэра Джорджа Гилберта Скотта. Эти здания проектировались в Англии и финансировались предпринимателем из Парса сэром Ковасджи Джихангиром Редимани (в парке есть его статуи). Университетский зал собраний (1874) отмечен французским декоративным стилем XV в. в тропиках и не лишен некоторой викторианской помпезности. Примерно того же типа здание Университетской библиотеки и Башня Раджабаи (1869-1878), что по соседству, в стиле франко-итальянской готики с добавлением весьма тонкой резьбы и витражных оком. Башня, прообразом которой стало флорентийское творение Джотто (кампанила), украшена фигурами, олицетворяющими касты Западной Индии. Д. Фуллер создал проект огромного здания Верховного суда (1871-1879) с крутой крышей из красной плитки и горизонтальными фигурами, олицетворяющими Справедливость и Милосердие (пол выложен замечательной минтоновской плиткой). Далее можно пройти к Управлению общественных работ, созданному Уилкинсом в стиле венецианской готики (1869-1872), итальянизированному Главному почтамту (1909) и закончить экскурсию осмотром романтических куполов в восточном духе вокзала Черчгейт-Стейшн работы Стивенса, отмеченной византийским влиянием (1894-1896).

Лексические трансформации текста в статье выполнены Александром Дмитриевым.

Комментарии

Вы должны войти для комментирования.